Видеостудия ТОКМАН (г.Пермь) - Мы умеем снимать фильмыЧтобы получить DVD с примерами наших работ, позвоните по телефону +7-912-78-42712

Или напишите письмо на tokman@perm.ru





Наши коллеги:

Слово и звук - профессиональный портал звукозаписи

Взято с сайта Advertology.Ru.

  Дмитрий Сулима.

Чашка кофе как бонус корпоративного видео
.




(В материале приводятся примеры корпоративных фильмов, созданных в ЦКТ PRОПАГАНДА, где ранее работал автор статьи).

Уж сколько раз твердили миру, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Несмотря на это… (обратите внимание, даже в качестве расхожего речевого штампа мы говорим "несмотря", а не, например, "не вслушиваясь")… Итак, несмотря на это, всякий раз, как только заходит разговор о съемках корпоративного видео, всплывает вопрос: "Зачем нам это надо?"

К сожалению, то, что является очевидным для людей, погруженных в процесс видеопроизводства, далеко не всегда столь же очевидно для заказчиков получаемого продукта.

Приходится долго, обстоятельно и зачастую немного нудно рассказывать "зачем". Такие рассказы повторяются из раза в раз, систематизируются, ты начинаешь предугадывать реакции заказчика... От компании к компании, от встречи к встрече, от департамента к департаменту и от специалиста к специалисту разговор, как правило, вращается вокруг одних и тех же тем.

В итоге формируется FAQ - список часто задаваемых вопросов, на которые чаще всего и приходится отвечать.

Обобщению этих вопросов, кстати не очень многочисленных, и попытке дать на них рациональные, хотя порой и несколько ироничные, ответы и посвящена предлагаемая статья. Прошу простить автора за некоторую легкость стиля. Ведь мы знаем, что простота изложения материала как нельзя более способствует его усвоению.

Итак, поехали! Почему видео?

Почему все-таки видео? Потому что только фильм воздействует одновременно почти на все каналы человеческого восприятия. Ответ на этот вопрос сродни ответу на вопрос: "Почему телевидение - самое массовое и „убойное" СМИ?". Потому, что видно и слышно одновременно, и можно формировать свой собственный контекст. Потому, что наше массовое сознание - это структура, сформированная и формируемая фильмами, и потому, что "из всех искусств для нас важнейшим…" - далее, полагаю, можно не цитировать. По силе воздействия корпоративный фильм определенно даст фору любым печатным материалам, слайд-презентациям и т. п. Разумеется, он и многократно дороже. Прежде чем тратить приличный бюджет на создание киношедевра во славу родной компании, нелишне будет разобраться, чем же собственно корпоративный фильм отличается от рекламного ролика, сколько придется за него заплатить и что потом с этим фильмом делать.

Фильмы уместны и эффективны на любой презентации (выставка, конференция, ярмарка, годовой отчет, собрание акционеров, год «чего-то в чем-то» (например, России в Китае).

Зачастую демонстрация фильма приурочена к значимым датам компании (самый простой способ привязки — юбилей), но при необходимости такого рода привязка может быть и менее официальной (и менее очевидной, а зачастую и сконструированной искусственно).

Типовая ситуация — показ фильма стэйкхолдерам (нынешним, либо потенциальным). Напомню, стэйкхолдеры — это в дословном переводе с английского «держатели куска» — группы влияния, от которых прямо или опосредованно зависит деятельность компании.

Стэйкхолдеры могут быть любыми — поставщики, партнеры, потенциальные покупатели, инвесторы, управляющая компания, внешняя общественность (в самом широком смысле слова), внутренняя общественность (т. е. сотрудники компании). Все те, от чьего мнения и степени информированности зависит бизнес.

Кто такие визуалы и чем они отличаются от кинестетиков?

Нелишним будет припомнить, как соотносятся объемы информации, получаемые человеческим мозгом по различным каналам восприятия. Согласно принципу Парето, - 80% к 20%, где 80% приходится на визуальный канал, 20% - на все остальные.

В том, чтобы использовать корпоративное видео как один из эффективных инструментов коммуникации, причем для самых различных целей - от презентации до передачи технологий, убеждает и соотношение визуалов, кинестетиков и аудиодигиталов.

Визуалы - это люди. Кинестетики, кстати, тоже. Но визуалов больше (порядка 80% от популяции, - вновь вспомним принцип Парето).

Еще визуалы - это те, для кого зрение является основным приемником поступающей информации, кто "видит" окружающий мир, в отличие от кинестетиков, которые его "чувствуют", и аудиодигиталов, которые его "слышат". Да и наиболее распространенная стратегия освоения новых объектов - это так называемая стратегия ВЧ (вижу - чувствую). Оно и понятно. Сначала увидел, а потом и пощупать захотелось. Как раз для этих целей и предназначен фильм. Демонстрирует то, что впоследствии приходится щупать.

Теперь несколько слов о контексте.

Кстати, что такое контекст?

Формальное определение контекста - относительно законченный отрывок письменной или устной речи (текста), в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных входящих в него слов, выражений и т. п.

Ключевая фраза - "наиболее точно выявляется значение".

Таким образом, для фильма контекст - это то, что позволяет наиболее точно выявить значение, основное послание, закладываемое авторами фильма.

Именно возможность формирования контекста является наиболее ценным отличием корпоративного видео от иных коммуникационных инструментов. Особенно это актуально в отношении презентационных фильмов.

Контекст, применительно к видео, - это дополнительный информационный уровень. Попытаемся привести яркий пример. Директор предприятия дает два отличных интервью на тему будущих успехов компании. Одно будет снято на фоне ухоженных производственных помещений, другое - на фоне склада с ржавыми трубами. Как вы думаете, какое интервью даст больший (и главное, позитивный) эффект? Правильно. Почему? Потому что картинка была хороша.

Вот это и есть контекст. Одно из главных достоинств корпоративного видео - способность управлять контекстом, выстраивать его под себя, ориентировать его на достижение собственных целей. Вы знаете о том, что ваш бизнес успешен, и вам надо, чтобы об этом узнали ваши партнеры? Отлично. Покажите себя в успешном контексте, включите в картинку символы и образы, ассоциирующиеся с доверием - и вперед!

Где и как наиболее часто используется корпоративное видео?

Вопрос объемный. Ниже приводится примерный, но далеко не исчерпывающий список возможных форматов корпоративного видео и поясняется, с какими интересами бизнес-сообщества их можно соотнести.

1. Фильм "фантом". Кто в этом нуждается? Бизнес, который в силу своей специфики не обладает большим количеством материальных, "опредмеченных" активов и чьи процессы не основаны на использовании этих материальных активов.
  • Это все виды бизнеса, связанного с услугами. Консалтинг, реклама, PR, медицина и т. п. Как снять и показать завод - понятно. Там - трубы, люди, машины, цеха и упитанный директор. Там есть визуализируемый процесс. А как показать бизнес стоматолога, основные активы которого - уютные кресла и ласковые сотрудники, а все остальное - это цепочка выстраивания отношений? Как визуализировать доверие и результат? Просто! Снимите видеопрезентацию. И покажите ее клиентам.

2. Фильм "лаковая картинка". Кто в этом нуждается? Бизнес, который, в противовес предыдущему, обладает сверхпрезентабельными активами либо связан с их демонстрацией.
 • Авиакомпании, судоходные компании, порты, производство, отели, рестораны. Все, что живописно и радует взор. Взамен многочасовых рассказов о преимуществах и красотах курорта или загородного дома можно показать пятнадцатиминутную нарезку из живописных картинок. Результат не заставит себя ждать.

3. Фильм "инструкция". Кто в этом нуждается? Бизнес, обладающий разветвленной региональной структурой (подразделениями, филиалами); бизнес, основанный на франчайзинге.
 • Сети ресторанов быстрого питания, нефтяные и газовые компании, предприятия пищевой промышленности, химические гиганты. В данном случае видео, пожалуй, единственный способ многократно воспроизвести типизированную информацию, например: стандарты оформления помещений, условия неизменного производственного процесса, типовые обучающие материалы для новых сотрудников, пособия по технике безопасности.

4. Фильм "отчет". Кто в этом нуждается? Бизнес, который регулярно представляет разного рода отчетность. Поскольку предоставление отчетности в том или ином виде - удел любого бизнеса, то и фильм-отчет - это формат видеоматериала, удобный и приемлемый практически для любого бизнеса.
 • Фильм-отчет особо рекомендуется предприятиям финансового сектора, крупным ОАО, компаниям с большими долями иностранного капитала. Отчет перед акционерами, инвесторами, отчет о социальной политике компании (кстати, признаком хорошего тона в российском бизнесе последние год-полтора стала именно хорошо сформулированная и реализуемая политика в области социальной отчетности). Фильм уместен и эффективен во всех тех случаях, когда необходимо за относительно короткий временной интервал оказать воздействие на разрозненную, неоднородную аудиторию.

5. Фильм - "доверительный разговор". Фильм-сопровождение. Так же, как и предыдущий, этот формат годится для любого бизнеса, ведь грамотное коммуникационное сопровождение своих действий - основа информационной политики любой компании.
 • Сопровождение, кстати, тоже трактуется довольно широко: сопровождение выставочной деятельности, сопровождение прихода на предприятие новой управляющей команды, сопровождение пресс-конференции либо иного пресс-мероприятия, сопровождение выхода компании на новый рынок. Любое публичное действие, поддержанное видеорядом, приобретает дополнительную силу. Более того, эффект от использования фильма порой превосходит все ожидания.
 • Представитель одной международной FMCG компании, недавно вышедшей на российский рынок, так отозвался о фильме-сопровождении: "Раньше при встречах с потенциальными партнерами несколько часов уходило на рассказ о компании - откуда пришла, почему так называется, в чем ее отличие от всех остальных и т. п. Теперь мы приезжаем на встречу, вставляем в видеомагнитофон кассету с фильмом и говорим: "Смотрите!" Через пятнадцать минут у партнеров компании уже есть ответы на все вопросы, и начинается конструктивное обсуждение, которое, в противном случае, могло бы и вовсе не начаться".

6. Фильм "репортаж". Фильм-рассказ о событии. Еще один из универсальных форматов, приемлемый практически для всех.
 • События, т. е. искусственно организованные акции, в последнее время приобретают все большую актуальность как часть инструментария бизнес-коммуникаций. Грамотно организованное событие позволяет добиться большего эффекта, чем спонтанная информационная кампания, и наверняка привлечет большее, и главное более искреннее внимание СМИ и общества. Любое событие - это всегда действие. Увековечить сие действие на пленке - значит создать артефакт, интересный не только для участников события, но и для тех, кто заинтересован в воспроизведении подобного опыта.
 • По жанру близки к репортажу фильмы-юбилеи, посвященные корпоративным праздникам - отличное средство и для поддержания корпоративного духа, и для развлечения себя, любимых, в свободное от основного занятия время.

Как уже говорилось, приведенный выше список ни в коей мере не является всеобъемлющим, хотя бы в силу того, что у любого бизнеса существует своя профессиональная специфика. Однако такая цель и не преследовалась. Назначение данного материала - продемонстрировать спектр возможностей, которые предоставляет корпоративное видео для решения бизнес-задач.

Отличия корпоративного фильма от других жанров.

Рекламный ролик «заточен» под стимулирование продаж. Если прибегнуть к аналогии, ролик — яркая цветная «глицериновая» картинка, «жизнь как она должна быть».

Журналистский репортаж преследует своей целью максимально беспристрастное информирование аудитории. Журналистский репортаж для меня на ассоциативном уровне что-то вроде оперативной съемки в момент задержания, с выделяющим безжалостным светом, подчеркивающим все «морщины» и «трещины».

Корпоративный фильм ориентирован на формирование отношения.

Корпоративный фильм позволяет выгодно подчеркнуть позитивную фактуру. Это, если говорить об образе, хорошо смонтированный клип с картинкой в сепии, сведенный по ритму и по мелодии.

Есть и примеры смешения жанров — такие, как знаменитые BMW-фильмы, — очень любопытный ход на стыке маркетинга и искусства. Это не корпоративный фильм в привычном понимании, скорее — попытка совместить product placement и celebrities. (Краткая справка для тех, кто не знаком с историей вопроса: компания BMW выделила деньги на съемки серии короткометражных фильмов Гаю Ричи, Дэвиду Финчеру, Вонг Кар Ваю, Энгу Ли и Дэвиду Франкенхаймеру. В фильмах снимаются Мадонна и Гари Олдмэн. Обязательное условие — присутствие в фильме автомобиля BMW. Выбор сюжета оставлен на усмотрение режиссера). Маркетинговая подоплека этой акции - совмещение двух аудиторий: аудитории лояльной к звездам и аудитории лояльной к автомобилям. Перекрывание этих двух аудиторий дает дополнительный эффект. В любом случае - ход красивый и оригинальный.

Если обратиться к истории, то знаменитый фильм Клода Лелуша «Мужчина и женщина» замышлялся как product placement нового «форд-мустанга». Годы спустя все забыли про «мустанг», но помнят «Мужчину и женщину» как одну из самых красивых историй любви в кинематографе.

Дополнительное преимущество корпоративного фильма, как и любого фильма, впрочем, в том, что готовый продукт обладает самостоятельной эстетической ценностью, становится явлением.

Объект и тема корпоративного кино.

С моей точки зрения, корпоративное кино работает с объектом, а не с темой. В этой связи нужно упомянуть и о различиях между художественным фильмом и корпоративным.

Художественный фильм замышляется и создается как освещение темы, некоей извечной проблемы, волнующей аудиторию (их, глобальных тем, в общем не так и много: любовь, смерть, вера, зло, добро и т. д.).

В свою очередь, у автора фильма (режиссера) есть собственные ценностные установки, в преломлении которых он и отражает свое отношение к теме.

Далее, у режиссера художественного фильма есть своя оригинальная форма выражения — киноязык.

Эту оригинальную форму выражения эксплуатирует компания-продюсер, ориентирующаяся на коммерческий успех, либо признание экспертного сообщества (т. н. интеллектуальное кино).

В случае с корпоративным кино все прозаичнее, поскольку это кино не рассчитано на коммерческий показ (в утилитарном понимании - показ в обмен на деньги). Также и цель — добиться признания в экспертном сообществе — для корпоративного кино, скорее, является косвенной.

Обращение к теме в корпоративном кино — это скорее художественный прием высокого уровня, позволяющий повысить значимость объекта.

В этом смысле я могу гордиться нашими работами, в которых использовался подобный прием.

Кстати, в этом и заключается «фишка» фильмов, использующих обращение к историческому материалу. Такой подход позволяет уйти от сиюминутности и взглянуть на объект в глобальном масштабе и в контексте гораздо более сложных, многосторонних и интересных взаимодействий. Это, если угодно, некий аналог added value.

Приведу пример из практики. Объект фильма — АО «Алмазы России-Саха». Тема фильма — человек способен на любые свершения; контртема — противодействие хаоса человеческой воле.

Делая акцент на демонстрации колоссальных трудностей, которые приходилось преодолевать людям, мы демонстрируем историю открытия, разведки, начала добычи, производства и продажи алмазов

И в эту перипетию, в эту борьбу мы встраиваем наш объект.

В итоге у нас получается история о людях, которым по плечу все, с интересными фактами, со свидетельствами, с воспоминаниями, с погружением в интриги прошлого, а не хвалилка «посмотрите на наши цеха, а вот это — наши алмазы».

Тенденции.

На Западе корпоративное кино является привычной частью бизнес-коммуникаций. Но там и история вопроса богаче. Там давно и успешно используется такой формат как корпоративное телевидение, что для нас пока остается диковинкой. Из стилистических новинок я бы упомянул те же BMW-movies, о которых мы говорили. Они, кстати, первоначально не тиражировались ни на каких носителях, их можно было только скачать по Интернету. Но для этого нужен высокоскоростной широкополосный канал. Слияние Интернет-технологий и визуальных технологий и есть одна из тенденций.

Вообще, технологическая составляющая корпоративного кино очень важна: данный инструмент целесообразен, если существуют недорогие массовые технологии воспроизведения аудио-визуальной информации. Еще 15 лет назад видеомагнитофоны в нашей стране были редкостью и предметом роскоши, — о каком корпоративном кино можно было говорить!

Правда, если взглянуть и еще шире, то киножурналы нашего детства, рассказывающие о новостях науки и техники и достижениях социалистического хозяйства, — это ведь тоже своеобразный вид корпоративного кино.

Кстати, это чувствуется по работе с рядом проектов: вот это «социалистическое», «отчетно-выборное» понимание корпоративного кино зачастую мешает в создании действительно интересных, ярких фильмов.

Все время приходится бороться со скучными сухими текстами и штампованными образами. Что поделать, таковы последствия пропагандистского подхода. Они еще долго будут сказываться — как минимум пока не произойдёт смена элит. Успешным топ-менеджерам и предпринимателям, большинству из которых, как правило, за 40, соцреалистическая эстетика близка и понятна, а свежие, творческие подходы их пугают.

Вот, кстати, интересный пример. Я видел оригинальную работу - по-моему, шведскую, презентующую тяжелые экскаваторы. Экскаваторы в этом фильме уподоблены динозаврам: такие же огромные, мощные, тяжелые. Особенно запомнился момент, когда экскаватор-«самец» «спаривается» с экскаватором-«самкой». Такой фильм и такой подход не забудешь. У нас пока сложно представить себе заказчика, который способен принять подобную смелую, но, безусловно, выигрышную идею.

Вообще же этот рынок пока находится на стадии формирования. Есть институциональные игроки, есть так называемые «свободные» команды. Все они очень заметно различаются по уровню и качеству работ, по масштабности проектов. Мне это напоминает рынок связей с общественностью в начале 90-х годов. Вместе с тем, приходит понимание, что это — перспективный инструмент — и за этим будущее. Правила игры будут упорядочиваться, уровень работ будет повышаться. Потенциал есть — и он огромен.

О бюджетах.

Это, как всегда, самый сложный вопрос. Ни одно агентство и ни одна киностудия не готова выставить прайс на изготовление фильма без обсуждения множества предварительных деталей. Тем не менее, постараемся показать структуру бюджета фильма, чтобы читателю стали примерно ясны главные слагаемые.

Львиная доля затрат при производстве корпоративного фильма приходится на две основные статьи расходов: гонорарная часть (режиссер, оператор (-ы), сценарист (-ы), продюсер, гример, реквизитор, артист (-ы), диктор (-ы), монтажер (-ы)) и технические затраты (камера, освещение, звукозапись и сведение, монтаж, транспортные расходы, связь, аренда павильонов, реквизит, декорации).

Заслуживают упоминания также авторские отчисления (при использовании защищенных авторским правом материалов), визуальные эффекты.

При этом гонорары могут запросто составлять до 35% от бюджета, порядка 45—50% — технические и производственные расходы.

Кино — процесс творческий. В связи с этим применимо общее правило интеллектуального бизнеса — нельзя экономить на людях. Талантливый режиссер собирает вокруг себя талантливую команду, работа которой окупается сторицей. Если заказчик поскупится на оплату режиссера, в 90 случаях из 100 на выходе получится третьесортный продукт. Платят за творческий потенциал, за авторское видение, за мозги наконец.

В этом смысле роль агентства как координатора проекта обретает особую значимость, поскольку именно оно отвечает за подбор и уровень персонала, за качество работ, ведет коммуникацию с заказчиком, контролируя соблюдение его задач, обеспечивает соответствие готового продукта стандартам. Агентство действует, если прибегнуть к аналогии, как жюри «Оскара». Из всех представленных вариантов оно отбирает наиболее эффектный и отвечающий запросам времени.

Верхний порог затрат на производство фильма сложно адекватно оценить, поскольку совершенству пределов нет. Нижняя планка, если говорить о фильме, снятом хорошим режиссером, с использованием архивных материалов, с выездом съемочной группы в командировки по стране, составляет порядка 2000 долларов за минуту экранного времени.

Конечно, как и во всяком правиле, есть исключения. Но исключения только подтверждают правило. Гениальная идея, которая может компенсировать затраты на дорогостоящие съемки и эффекты, рождается в гениальной голове. А гениям надо платить.

И вместо послесловия.

Если Вы все-таки добрались до этого абзаца, значит, прочитали порядка 19000 знаков, более 2900 слов и усвоили - надеюсь, не без пользы для себя - около 40 Кб информации.

На чтение этого материала Вы, при условии средней скорости чтения, затратили около 8 минут. Если этот текст находится в периодическом издании, то Вашему сознанию потребовалось некоторое время, для того чтобы переключиться с предыдущей прочитанной Вами статьи и приступить к обработке этой.

За этим текстом на следующей странице, Вы, скорее всего, найдете следующий, к которому, возможно, и приступите, когда закончите читать эту статью. А может, отложите журнал в сторону.

Фильм на эту же тему с аналогичным объемом информации, загружающий помимо Вашего зрения еще и Ваш слух и апеллирующий не только к рациональному левому полушарию, но и к эмоциональному правому (там, в фильме, есть ведь и приятная музыка, и милые Вашему взору образы), продлится порядка 5 минут.

Вы вставите кассету либо диск в воспроизводящее устройство и сразу же погрузитесь в пространство фильма. Вам не понадобится специально переключаться с предыдущего блока информации. На носителе фильм будет один. И у Вас еще останется три свободных минуты на какую-нибудь приятную мелочь, например на чашку любимого кофе.

Что может быть лучше этого? Только одно. Снять фильм, который принесет пользу компании и чувство гордости – исполнителям, подтвердив на практике все то, о чем было написано выше.

Дмитрий Сулима.

Взято с сайта Advertology.Ru


 
  К списку статей :: На главную страницу                                       Саязь с администратором сайта