Видеостудия ТОКМАН (г.Пермь) - Мы умеем снимать фильмыЧтобы получить DVD с примерами наших работ, позвоните по телефону +7-912-78-42712

Или напишите письмо на tokman@perm.ru





Наши коллеги:

Слово и звук - профессиональный портал звукозаписи

Чем фильм отличается от телепередачи?

  Конечно, вовсе не тем, что фильм снят на киноплёнку, а телепередача – на видео. В наш стремительный "цифровой" век это различие в технологии получения изображения отступает на второй план, а кинематографисты всё чаще обращаются к видеокамере. Отличаются кино и телевидение прежде всего используемыми средствами выражения и тщательностью подхода к процессу создания аудиовизуального продукта как в творческом, так и в производственном аспекте. Если при создании фильма главные приоритеты: лучше, качественней, полнее, то при производстве телепередачи цели другие: быстрее, дешевле, проще. Естественно, при упрощении и удешевлении производства следует сохранить "смотрибельность" экранного произведения. Это достигается различными приёмами (если угодно, штампами), которыми хорошо владеют телевизионные профессионалы.

  Итак, что такое телепередача, а что такое фильм? Классификация весьма условна.

  Если в кадре ведущий ходит по выставке и на фоне картин рассказывает о художнике, написавшем эти картины, то это не фильм, даже если он так назван в программе передач. Современное телевидение порождает огромное количество подобным образом сделанных "фильмов" на самые разные темы. Вслед за изобретателями – западными телеканалами – этот формат телепередачи успешно освоили и наши. Но называют они его почему-то "документальное кино". То один, то другой популярный ведущий рассказывает нам с экрана о политиках, о жизни известных артистов, о "преступлениях века". Конечно, в результате просмотра больше всего запоминается главный герой – ведущий.

  Если ведущего на экране нет, это еще не значит, что мы смотрим именно фильм. Вот пример. Сидит художник в своей мастерской. Отвечая на вопросы ведущего, что-то рассказывает в камеру. Потом на экране появляются его картины. А голос диктора за кадром нам про художника рассказывает: кто он такой, когда родился, что и когда нарисовал, в чём смысл той или иной работы…. Хорошо, если при этом покажут как тут же, в мастерской художник якобы что-то рисует, плюс ещё - вот он по улице идёт на камеру. Ну а если всё это еще снимут несколькими планами – сбоку, сверху, на общем плане, на крупном, детали: кисть во весь кадр, краски, фотографии из семейного альбома, то это уже хорошая, но... всё равно телепередача.

  Кино на первый взгляд почти ничем не отличается от описанного выше. Мы видим, как художник рисует, слушаем его рассказы... Только все это снято так точно и эмоционально, что от экрана невозможно оторваться...

  Нина Зверева – известная тележурналистка и создательница знаменитого нижегородского учебного центра "Практика" – пишет: "Документальное кино. А как мы понимаем, что перед нами: кино или не кино? Лично для меня это когда программа – гораздо больше, чем просто информация. Когда происходящее на экране затрагивает струны души. Когда каждый кадр заставляет думать. И ничего нет навязанного. Как-то в разговоре один известный киновед сказал, что ему достаточно посмотреть три минуты фильма, чтобы определить его качество. Да, кино узнается сразу. Иногда переключаешь каналы на телевизоре, и вдруг тебя что-то завораживает. Ты даже не понимаешь отчего, но оторваться не можешь. И оказывается – это фильм известного режиссера, где каждый кадр неспроста..."

  Секрет в том, что делали не спеша, вдумчиво. До начала съёмок постарались узнать, кто такой этот художник и какой он. Группа снимала не один день (в отличие телепередачи), а приезжала к герою много раз. Не только в мастерскую. Съёмочный период длился полгода – год. Оператор снял десятки часов материала. Съездили с художником в деревню на пленэр, сняли, как он общается с местными жителями. И как он выходит на берег реки, и какое впечатление на него этот пейзаж производит. Как с друзьями выпивает. Интервью брали много раз – на разные вопросы лучше получать ответы в разных обстоятельствах. Да и на один и тот же вопрос в иной обстановке ответится по-другому … Или проследили весь процесс создания живописного полотна от замысла, этюда до готовой картины. Продумали порядок эпизодов, чтобы выстроить драматургию повествования - экспозицию, завязку, перипетии, кульминацию, развязку. Герой за время съёмок привык к съёмочной группе и ведёт себя перед камерой естественно, уже не позирует и не напрягается внутренне. И в такой ленте уже нет нужды ни в ведущем, отвлекающем внимание на себя или спасающем скудность видеоряда своей "звёздностью", ни в излишнем закадровом тексте. Незачем – у кино есть свой язык. "Картинка" сама всё скажет за себя. А зритель самостоятельно сделает вывод, к которому его умело подталкивают авторы фильма. Ему всё будет ясно и без диктора. Как говорят теоретики кино, основное содержание несёт в себе изображение и сюжетный звук, а авторский закадровый текст лишь дополняет "картинку".

  А вот телепередач без закадрового комментария диктора почти не бывает. Недаром среди мастеров экранных искусств гуляет меткий афоризм: "Что такое телевидение? Это – цветное радио". И правда, для того, чтобы удешевить производство, основную нагрузку в телепередаче зачастую несёт на себе текст, произносимый ведущим в кадре или за кадром, а изображение лишь фрагментарно его иллюстрирует. Значительную роль здесь играет другое – многие годы основным источником кадров для российских телестудий служило радио. Бывшие радиожурналисты не могли не сделать закадровый текст основным выразительным средством телепередачи в силу "профессиональной привычки".

  Всё вышесказанное отнюдь не означает, что телепередачи - это обязательно плохо. Они очень нужны, ведь сделать их легче и быстрее, стало быть – производство стоит дешевле. Больше профессионалов могут быть привлечены к такой работе, больше интересных тем будет показано на экранах. Значит, быть и тому, и другому. И малобюджетному производству телепередач, и кропотливой работе над фильмами. Главное, чтобы зритель при этом оставался не в проигрыше – ведь в конечном счёте всё делается для него.

                                                                                 Петр Владимиров

Из книги Игоря Беляева "Введение в режиссуру. Курс для документалистов":

  "Сегодня кто-то думает, зачем исследовать личность, когда все просто, - можно сказать: "Иди-ка сюда в студию, садись в это кресло, а я спрошу, как ты относишься к такой-то проблеме?" Но нельзя добыть материал о жизни личности, пригласив эту личность в чужеродную среду. Надо прийти к человеку домой, надо войти в его жизнь. Надо иметь время понаблюдать за ним, надо уметь спровоцировать его, надо не торопиться.

  Учиться профессиональному искусству на экране нужно все-таки в кинематографе. Кинематограф - это основа языка экрана. Не познав этой грамматики, этой основы, останешься навсегда дилетантом.
Настоящая режиссерская и операторская профессии невозможны без киношколы. Мне кажется, что нынешнее телевидение может все: в одночасье изменить правительство, в три дня - целый народ; вдруг организовать капитализм на отдельно взятом этаже своего офиса или даже вернуться в первобытно-общинный строй. Могучее средство воздействия!

  Но спросите себя, а что было вчера по телевизору, а позавчера, а неделю назад? Если не было какого-то политического скандала, то запомнить, что было в программе на прошлой неделе - невозможно. А если невозможно, то нет глубинного воздействия. В прошлом целые поколения людей в нашей стране, посмотрев однажды фильм, всю жизнь его помнили. Подражали они этому герою или нет, но запоминали отдельные его фразы, запоминали даже свои ощущения, соединялись с экраном. У нынешних зрителей, к великому сожалению, этого слияния уже нет
.
  В какой-то степени это естественно. Телевидение не соотносит свои действия ни с прошлым, ни с будущим. Оно живет одним днем, А кино ориентируется на прошлое и давно прошедшее. И соотносит это давно прошедшее с нынешним временем и, соответственно, прогнозирует будущее. То есть настоящее кино по способу мышления работает на личность, на века, телевидение - на один день!

  Я считаю, что кино и телевидение - два разных способа мышления. Телевидение отражает жизнь, отражает действительность, а кино изображает. Когда я говорю - "телевидение", я имею в виду живое телевидение или прямое телевидение....
"


 
  К списку статей :: На главную страницу                                       Саязь с администратором сайта