Видеостудия ТОКМАН (г.Пермь) - Мы умеем снимать фильмыЧтобы получить DVD с примерами наших работ, позвоните по телефону +7-912-78-42712

Или напишите письмо на tokman@perm.ru


АНКЕТА ФИЛЬМА
Название "Дорога к дому"
Год производства 2006
Формат DVCAM
Жанр Документальный фильм
Хронометраж 36 минут
Авторы сценария Михаил Калих, Антон Токман
Режиссёр Антон Токман
Оператор Семён Токман
Фестивали Номинация на III-м Всероссийском конкурсе "Евразия. Социальный портрет"

Дорога к дому.

     Специальный термин "русский интеллигент":
        "…человек, который неравнодушен к судьбе тех, кому живётся           хуже, чем ему…"
                                                             
Оксфордский толковый словарь.

  
   Неравнодушным, в общем-то, может посчитать себя любой из нас. Но вот не только переживать за ближнего, не только лишь сочувствовать издалека, а помогать, отдавать всего себя поддержке того, кому плохо, кто оступился - это русская интеллигентность не по английскому словарю.
   Фильм "Дорога к дому" – это рассказ о русских интеллигентах, об учителях, специалистах, мастерах, членах педагогического коллектива первого в своём роде
и уникального учебного заведения - Специального профессионального училища открытого типа "Уральское подворье". Главный жизненный принцип тех, кто здесь работает: "Пойми - прими - помоги".

  Ежегодно только в Перми учёбу в школе бросают около тысячи подростков. Бросают по разным причинам. И каждый пятый уже стоит к этому времени на учёте в отделах профилактики детской преступности органов внутренних дел.
   Число правонарушений, виновниками которых являются наши дети, с каждым годом увеличивается более, чем на 20 процентов. Само время потребовало создания новой образовательной реальности, новой педагогической среды.
   И вот как эту идею воплотили педагоги "Уральского подворья" во главе с директором Фаиной Васильевной Валисевич.
     

 "Мы живём в городе, который по территории, по протяжённости занимает третье место в Российской Федерации", говорит бывший начальник департамента образования и науки администрации Пермской области Александр Зимин, "поэтому сделать училище в одном месте, где хотелось бы и силы, и финансы вложить просто невозможно. Валисевич и её коллектив принимают абсолютно точное решение – нужно диверсифицировать свои усилия. Поэтому в пяти районах городских появляются филиалы, вокруг которых тоже формируются очень интересные коллективы.
     Другая находка – очень интересная работа училища и Профессионального лицея №12, когда база и кадры профессионального лицея "на полную катушку" используются для работы с "трудными" детьми. И вот буквально в год десятилетия мы вышли на новое решение о том, чтобы создавать структурные подразделения "Уральского подворья" или филиалы в других территориях Пермской области: Березниках,
Краснокамске, Чайковском - где понадобится. И тогда уже мы накроем сетью филиалов, которые умеют работать именно с такими подростками, которые уже научились давать им профессию и знания, весь наш регион. Мне кажется, это тот самый фактор, который и приведёт к определённому снижению преступности среди подростков у нас в области.
  Понятно, что мы не можем оценивать "Уральское подворье" теми же критериями, которыми оцениваем обычные профессиональные лицеи, обычные колледжи – по уровню образованности детей, по процентам тех, кто устраивает свою жизнь хорошо и так далее. Но любой процентик здесь абсолютно точно означает, что эти ребята были спасены. Сколько судеб девчонок, которые рожали в четырнадцать-пятнадцать лет… Они сейчас нормальные абсолютно мамы, и пускай там зарабатывают кусок хлеба для своей семьи. Сколько моментов, когда ребята, спасённые здесь, уходили в армию… После армии они дополучали специальность, они получали, может быть иную специальность… Госрасходы? Да, конечно – госрасходы. Но – спасённый человек!.. И, в течение, наверное, очень небольшого количества времени, работая на общество и работая в обществе, он вернёт те деньги, которые на него затратили".


   В "Уральское подворье" ребят берут с 14-ти лет. Многие ребята поступают с таким социальным диагнозом: "семейная, педагогическая запущенность". У многих, как выражаются специалисты, "выработаны устойчивые асоциальные привычки". Перевоспитывать ребят очень сложно. Об этом говорят цифры. В спецшколах, в местах лишения свободы оказываются до 15% российских учеников и выпускников. То есть, буквально каждый шестой. И всего лишь четверо из более, чем двух тысяч выпускников "Уральского подворья" не сумели найти себя во взрослой жизни и шагнули на скользкую преступную дорожку. Если взглянуть на этот факт сквозь призму сухих цифр, получится 0,05% брака в работе. Результат, как пытаются утешить преподавателей "Подворья" многие коллеги, более чем эффективный. Но всё равно, пермяки переживают. Ведь оступились их дети, их ученики. Получается – что-то не учтено в воспитательной работе. Таков бескомпромиссный вывод педагогов.

    Фаина Валисевич,
директор училища
"Уральское подворье":
  "Ещё одна сегодняшняя задача – это воспитание самих педагогов, с тем, чтобы в новых условиях, в которых мы сегодня живём педагог знал, что нужно рассказывать, говорить детям о том, как им выстроить свою жизнь после выпуска из училища. Поэтому у нас разработана программа "Учись учить". А учёба – это работа души и интеллекта. Если говорить о том, где учится директор, то я учусь каждый день. Учусь у воспитанников. Потому что ребёнок изначально очень чистый и справедливый.
  Он не будет оскорблять словом и делом просто так. Например, он обидел кого-то… Один из воспитанников мне вчера рассказал – почему он обидел. И я поняла. Я говорю - я тебя понимаю. Только вот то, что ты сделал после того, как тебя обидели - вот это неправильно. Почему мы и говорим: прими любого, но потом пойми. Пойми – потом обязательно помоги. Они нуждаются в помощи."

   24 декабря 2004 года в российских газетах появилось сообщение о присуждении премии Правительства Российской Федерации в области образования. Лауреатами государственной премии стала и группа преподавателей специального профессионального училища открытого типа "Уральское подворье". Список награждённых возглавляет директор и основатель училища Фаина Васильевна Валисевич - педагог высшей категории, Член Союза журналистов России, кавалер медали ордена "За заслуги перед Отечеством." Государственная премия присуждена также Галине Степановне Белослюдовой – руководителю методической службы училища, воспитателю Наталье Александровне Новиковой, преподавателю теоретических дисциплин Елене Васильевне Нючевой, главному специалисту, педагогу Галине Владимировне Дозморовой, руководителю психологической службы училища Нине Васильевне Уржумовой и руководителю воспитательной службы Валентине Павловне Чухаревой.

               

  А в марте 2005 года большая и дружная семья педагогов и ребят "Уральского подворья" отметила десятилетие училища. Именинникам есть, чем гордиться. Во первых, двумя тысячами воспитанников - эти ребята в разные годы завершили учёбу и благополучно начали взрослую жизнь. Накануне юбилея в училище прошла акция "Выпускник "Уральского подворья". Девиз мероприятия: "Нам дорог каждый!" Нынешние воспитанники побывали на предприятиях, где трудятся их старшие товарищи, выпускники училища разных лет. Особые "путешествия" – в семьи. Ребята почувствовали, поняли, в чём самый главный успех их педагогов. Об этом говорили счастливые глаза молодых мам.

    Ещё руководству "Уральского подворья" удалось добиться признания партнёров. В Перми насчитывается более 150-ти организаций, коллективы которых тем или иным образом взаимодействуют с училищем. И речь здесь не только о материальной помощи. Контакты касаются наиболее важного – поддержки в решении проблем социального сиротства. Предприятия приглашают воспитанников "Подворья" в свои цеха на практику.

  Творческие коллективы дают концерты и вовлекают ребят в прекрасный мир искусства. Социальные службы города ведут свою, не менее значимую и многогранную работу.
  Недаром на областном конкурсе "Попечитель образования" попечительский совет "Уральского подворья" был признан лучшим среди других образовательных учреждений Прикамья.

  Мы задали вопрос Александру Зимину:
  "Фильм называется "Дорога к дому". Можно сказать, что возвращение ребят в общество – это их путь к дому?"
  "Я думаю, что это блестящая метафора", ответил Александр Леонидович, "Дорога к дому, которую человек создаёт сам. Это училище научает создавать свой дом."

    Татьяна Марголина, уполномоченный по правам человека в Пемской области:
"Это не всегда тот дом из которого ушёл – такое не всегда возможно для этих ребят. Но это дорога к тому дому, который станет настоящим домом. Кстати , они уже достигли возраста, в котором могут создавать свой собственный дом. Это дорога и к себе, к своему собственному очагу, и, наверное, к людям".

М. К.

 
  К списку статей :: На главную страницу                                       Саязь с администратором сайта