Видеостудия ТОКМАН (г.Пермь) - Мы умеем снимать фильмыЧтобы получить DVD с примерами наших работ, позвоните по телефону +7-912-78-42712

Или напишите письмо на tokman@perm.ru





Наши коллеги:

Слово и звук - профессиональный портал звукозаписи

 Лев Кулешов   Лев Владимирович Кулешов (1899-1970) - известный советский режиссер и теоретик кино один из родоначальников советского кинематографа.






Лев Кулешов. ИСКУССТВО, СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ И КИНЕМАТОГРАФИЯ (1922 г.)

  Современное искусство находится в безнадежном тупике.
Оно кустарно и является продуктом крайнего дилетантства. Попробуйте пойти на выставку современных картин, послушайте и почитайте современных поэтов и литераторов, посмотрите театр - и вы без труда обнаружите торжество дилетантизма и кустарщины в современном искусстве. Ибо только любители могут, не изучив своего мастерства, плохо зная способы владения материалом, не имея совершенных инструментов, исключительно на развязности строить хороший товар - хорошее искусство. Только кустари могут работать над изготовлением товара без научного метода изучения всех законов своего производства. Поскольку художнику приходится иметь дело с материалом и с методом преодоления этого материала, постольку ему необходимо точно изучить его качества, и особенности, и все способы овладевания им.

  Современное искусство не имеет никакой органической связи с современной жизнью.

  Старое искусство эту связь безусловно имело. (Во всяком случае в значительно большей степени, чем искусство теперешнее.)
Попытка установить связь современного искусства с жизнью посредством всякого рода заседаний, коллегий и комиссий просто нелепа. Комиссии могут установить только то, что подобную работу производить не надо.

  И действительно, представьте себе, что современные художественные произведения были бы недурны по качеству и что через две тысячи лет какой-то человек занимается изучением нашего искусства. Если этот человек захочет что-нибудь узнать о нашей жизни, о нашей психологии, о нашей сущности, о нашем человеке, то он ничего не узнает. Он должен будет обратиться к нашей технике, к нашей инженерии, чтобы узнать о нас.

  Современный человек всегда неудовлетворен ни театром, ни живописью, ни литературой, ни поэзией. Это потому, что современное искусство нашей жизни не нужно и наша жизнь ему не нужна. Люди, изучающие старые музеи, производят совершенно законную работу. Люди, любящие старое искусство в своей собственной жизни, жалеющие о существовании телефона и мечтающие о быте античном или XVIII века - люди ненормальные. Современный же нормальный человек удовлетворяется современным искусством только тогда, когда он предъявляет к нему только вкусовые требования, только тогда, когда он культивирует в себе тот или иной "эстетизм", как теперь модно говорить. Но мы знаем, какое невероятное разнообразие, какой невероятный хаос во вкусах наших современников. Вкусы разны. Разные вкусы требуют разного товара. Так искусство из тупика выведено быть не может. Тупик неизбежен.

  Современное искусство в том виде, в каком оно существует, должно или исчезнуть совершенно, или вылиться в новые формы. Что с ним будет - я не определяю. Но, безусловно, вся энергия, все средства, все знания законов времени и пространства, предназначенные для применения к искусству, должны быть направлены по руслу, которое наиболее органически связано с жизнью нашего времени.
План работы:
1. Точность во времени.
2. Точность в пространстве.
3. Реальность материала.
4. Точность организации. (Спайка элементов между собой и распределение их.)
Что это? Это - кинематография.
Кинематография не халтурно-психологическая, кинематография, не фиксирующая театральное действие, а кинематография закономерная, законно распределенная во времени и пространстве. Кинематография, фиксирующая организованный человеческий и натурный материал и организующая при проекции путем монтажа внимание зрителя. Вот важнейшая в настоящее время работа. Знания ученых, энтузиазм и бодрость художников должны быть направлены на кинематографию.

  Долой русскую психологическую картину. Пока приветствуйте американские детективы и трюки. Ждите картины, "снятой по закономерному сценарию, с предметами, закономерно сконструированными во времени и пространстве, и с действием необходимых людей - натурщиков. День, в который будет показана такая картина, будет славным днем для многих людей, ибо они в нем обретут то, что навсегда потеряли в искусстве.


Камерная кинематография.

   Теперь "НЭП". В кинематографических сферах его очень ждали. Ждали для того, чтобы организовать "производство" кинокартин, так как это очень выгодно. "Кино" считалось и считается одним из самых легких и верных средств обогащения. До революции даже самые крупные кинематографические фабрики были кустарны. В период общей разрухи они развалились. Их пытаются "починить", но починенные они будут хуже, чем были до разрушения. Если по техническому оборудованию несколько лет тому назад они были значительно ниже фабрик заграничных, менее кустарных, то теперь восстановленные, в сравнении с новыми иностранными фабриками кустарность их будет максимальна. Если мы предположим, что найдутся режиссеры, которые хорошо знают, как строить кинокартины, люди, которые очень хорошо сумеют позировать перед аппаратом, и операторы, которые старательно и ловко могут снимать, то все равно плохое техническое оборудование ателье и лабораторий, да и сама жизнь поставят производство пока в очень узкие рамки "нэпированного" хозяйства, "нэпированного" транспорта, "нэпированной" жизни. Сейчас нельзя быть гарантированным в том, что вовремя попадешь в нужное место для съемки, доставишь все, что надо, и будешь иметь все, что надо. Следовательно, если народятся кинофабрики, то они будут принуждены строить свою работу в камерных планах. Камерный масштаб не свойствен природе кинематографии. Снимать на кинематографе камерную картину то же самое, что ездить на стосильном гоночном автомобиле за молоком в лавку, находящуюся через два дома. Камерный кинематограф - это залп крупной крепостной артиллерии по блохе, которая сидит на лбу вашего спящего друга. И наоборот, камерный кинематограф - это погоня за убегающими поездом преступниками на ручной повозке мелочного торговца. Камерный кинематограф - это крепость, в которой на пушечных лафетах стоят клистирные трубки.

  Пока русский кинематограф может обладать камерностью только последнего сорта. Кинематограф только тогда максимально воздействует на зрителей, только тогда является тем, чем он должен быть, когда он выстроен в масштабе кинематографическом, а кинематографический масштаб - гигантский масштаб. Самый неприемлемый для кинематографа - масштаб театральный. Очень часто крупные кинематографические фирмы делают ошибки, употребляя гигантский театральный масштаб. Вспомните "Кабирию" и исторические части "Нетерпимости". Если вы возьмете театральный аршин и увеличите его в двадцать пять раз, то вы, может быть, получите очень грандиозную вещь, но величина этой вещи может быть воспринята главным образом пластически, то есть пространственно. Кинематографические меры воспринимаются во времени, а не в пространстве. Тысячу верст снять одним кадром нельзя, их можно показать только монтажом, то есть показать во времени. Небоскреб лучше всего только тогда, когда он панорамирован, показан во времени. Даже увеличенную во много раз сцену Большого театра можно показывать одним кадром - одной фотографией. При теперешнем экономическом положении кинематограф может быть построен в лучшем случае в театральном масштабе, даже не преувеличенном, а в обыкновенном. Таким кинематографом зритель не будет удовлетворен, такой кинематограф не может быть простым, понятным и героическим. А нам нужен сейчас кинематограф простой, понятный и героический. Кинематограф - это не ателье и не лаборатория, и не пять ателье и не пять лабораторий. (Кинематографичность кинематографического масштаба одинаково касается и самого производства и того, что снято на картине.) Кинематография - город из лабораторий, из ателье, город с поездами и пароходами, предназначенными для съемок.

  Кинематография - это не торговые общества, компании видных современных спекулянтов, а мировые тресты с миллиардными капиталами в золоте. В чем же должна заключаться теперь главная кинематографическая работа? Она должна заключаться в вычислении доходности будущих кинематографических трестов, в вычислении и установлении методов изготовки товара наверняка. Теперь необходимо изучение всех законов кинематографического производства, для того чтобы научиться строить всякий товар, а следовательно, и тот, который нужен и идеологически и экономически. Камерные же возможности съемок должны быть использованы на эксперименты. Эксперименты для кинематографии теперь крайне необходимы. Это наиболее существенное и ценное.

  Эксперимент для честного кинематографиста - важнее хлеба.

 
  К списку статей :: На главную страницу                                       Саязь с администратором сайта