Видеостудия "ТОКМАН" (г.Пермь). Кино может быть любым, кроме скучногоЧтобы получить DVD с примерами наших работ, позвоните по телефону +7-912-78-42712

Или напишите письмо на tokman@perm.ru





Наши коллеги:

Слово и звук - профессиональный портал звукозаписи

ТВОРЧЕСТВО И РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ.

 Огюст Роден. Мыслитель.Фрагмент    Управлять творческим временем креативного персонала нереально, считают многие опытные топ-менеджеры. Действительно, иногда гениальные идеи и решения приходят в голову креативного специалиста за считанные секунды, но чаще их приходится ждать часами, неделями, а то и месяцами.
   Заставить творческого работника "штамповать" гениальные идеи в строго отведенное ему рабочее время, конечно же, нельзя. Впрочем, мысль об абсолютной неуправляемости творческим процессом, как правило, исходит от самих "творцов", поэтому, если полностью согласиться с этой теорией, то нужного результата можно никогда и не дождаться.

Творческий план.

 Время, отведенное бизнесменом своему сотруднику-креативщику "на творчество" (независимо от того, над чем работает этот сотрудник), всегда материально и может быть выражено в денежном эквиваленте. Однако помнить об этом должен не только начальник креативщика, но и сам "творец".

   Основная проблема начальника в случае с креативными подчиненными заключается в том, что творческий процесс трудно контролировать. В отличие от промышленного производства, здесь нельзя установить план по выпуску строго определенного количества изделий и в строго отведенное рабочее время. Креативщик не может работать, как обычный клерк, "от звонка до звонка". Даже требовать от него постоянного пребывания в офисе совершенно бессмысленно, а зачастую – вредно.

    Многие гениальные идеи приходят к творцам-профессионалам во внерабочее время и в нерабочей обстановке. Достаточно вспомнить, что Архимед сделал свое открытие, лежа в ванне, а Дмитрий Менделеев, говорят, и вовсе увидел свою таблицу, находясь в глубоком сне. Планировать подобное творчество вряд ли возможно.

Страх времени.

   Если творчество профессионального креативщика не вписывается в установленные временные рамки, можно просто отказаться от его услуг. Но опытные начальники знают, что хороший креативный сотрудник ценен не количеством идей "в единицу времени", а их качеством. Поэтому "рубить сплеча" здесь не следует. Время и деньги, как самые привычные и надежные для бизнеса инструменты воздействия на персонал, зачастую оказываются бесполезными, когда речь идет о стимулах для креативщика.

    "Я плачу своему креативному директору большие деньги с единственным условием – докладывать поэтапно о результатах, но вижу только имитацию деятельности", – недоумевает владелец бизнеса. Но ничего странного в этом нет. С позиций трудовой психологии, фактор рабочего времени – это фактор страха, который стимулирует работника трудиться интенсивнее. Когда речь идет о нетворческом умственном труде – этот фактор оправдан. Не случайно фактор времени является важным элементом в процессе управления персоналом среди управленцев-чиновников. Однако не секрет, что страх не только стимулирует работника, но и подавляет его волю, что абсолютно неоправданно для процесса творчества. Мысли о том, что "я опаздываю", "я не справляюсь" в большинстве случаев отвлекают сотрудника от решения творческих задач, мешают процессу его креативного мышления.

Условия для творца.


   В случае с творческим персоналом время как инструмент управления отступает на задний план. Опытные менеджеры знают: когда речь идет о креативе, надо создавать определенные условия, необходимые каждому отдельному специалисту для его творчества. Это может быть музыка, стакан чая или кофе, бутылка пива – все зависит от личности креативщика. Однако это не главное. Правильно и грамотно сформулированная задача – вот основное условие для начала творческого процесса - условие, которое реально может обеспечить начальник своему подчиненному. Ведь если требовать от сотрудника решать бессмысленную задачу – ничего толкового из этого не выйдет. Даже компьютер сопротивляется некорректно поставленным условиям – что же говорить о человеческом сознании! Поэтому опытный менеджер обсуждает производственные проблемы и формулирует бизнес-задачи вместе со своими креативными подчиненными. От этого и цели становятся яснее, и требования к результатам творчества сотрудников не вызывают отторжения, и взаимопонимание устанавливается без особых проблем.

Долой напряжение!

    Нормированный рабочий день бесполезен для творческого работника. Лучшие креативные идеи приходят в его голову не во время работы, а до нее или после, утверждают умудренные жизненным опытом топ-менеджеры. Например, не секрет, что работникам умственного труда зачастую свободней и вольготней думается, если они заняты физическим трудом. Ходьба, бег, занятия спортом и домашним хозяйством - вот, как ни странно, то, что очень часто помогает рождению творческих мыслей. Карл Маркс, например, сочинял свои труды в беспрестанном хождении по комнате и совершенно не мог работать сидя. Никакого прямого отношения к решению проблемы все это не имеет, если не считать того, что в движении у человека усиливается кровоток и через сосуды головного мозга прокачивается больше кислорода. Однако физические нагрузки и упражнения для креатива не главное, и нередко свежие идеи рождаются в полном покое или даже во сне. Это лишний раз доказывает, что напряжение и излишняя сконцентрированность на решении проблемы не помогают, а чаще мешает креативному процессу.

Креативный азарт.

    Профессиональный креативщик умеет входить в процесс творчества, что называется "с полоборота", способен быстро и решительно формулировать решения задачи и излагать креативные идеи. Но если ему это не удается – значит, надо либо набраться терпения и ждать, (что для бизнеса, как правило, неприемлемо), либо менять условия процесса творчества.

    Опытный специалист по креативу знает, что творчество требует определенного психологического настроя, креативного азарта, увлечения и задора. А увлеченный человек, как известно, не думает о времени. Поэтому главная задача начальника – не мешать ему в его азарте, не напоминать лишний раз о существовании фактора страха перед временем. Зачастую возгласы начальника по поводу того, что "времени уже не осталось", что "мы не успеваем выполнить план" наносят исключительный вред креативной работе.

Сон разума.

   Опытные креативные менеджеры знают: если проблема сразу не решается, значит, надо временно отстраниться от нее и заняться чем-то другим. Время, потраченное на то, чтобы снять зашкаливающее умственное напряжение, вовсе не означает время, потраченное впустую.

    Не секрет, что многие работники умственного труда стараются в течение своего рабочего дня найти возможность, чтобы вздремнуть 15-20 минут. Для кого-то такое поведение покажется возмутительным, но если посмотреть на него с точки зрения физиологии, то окажется, что ничего возмутительного здесь нет. Переутомленное творчеством сознание напоминает состояние, близкое к умопомешательству, и не случайно художник Гойя назвал его "сон разума". Кроме того, исследования ученых показали, что при интенсивной умственной работе человека его творческая работоспособность в какой-то момент начинает резко снижаться. Но зато она практически полностью восстанавливается, если человек находит возможность во время работы поспать всего лишь несколько минут.

Флаг в руки.

   Если креативщик работает в офисе, пытается сконцентрироваться, а его постоянно отвлекают телефонные звонки, сбивают с мысли посетители, коллеги и начальник, то отведенное для творчества время становится бесполезным. Наступает своего рода запредельное торможение, когда внешний раздражитель уже не вызывает адекватной реакции на него. Задача менеджера заключается в том, чтобы креативный специалист во время творческого подъема мог отстраниться от всех ненужных внешних раздражителей.
"Ну, допустим, – скажет иной креативный специалист, – можно отключить свой мобильный телефон, но как сделать так, чтобы тебя не доставали по пустякам твои ближайшие коллеги и соседи по офису? Неужели каждый раз, как только в голову приходит какая-то идея, которую надо срочно "обмозговать", я должен кричать, чтоб меня не отвлекали?"

    Кричать, разумеется, не нужно. Для этого в цивилизованных бизнес-сообществах существует правило "красного флажка", которое просто, как все гениальное. Его суть в том, что по взаимному договору между сотрудниками, работающими в одном офисе, каждый, кто считает, что к нему в данный момент времени не надо приставать, ставит на своем столе маленький красный флажок.

    И никто не смеет потревожить креативного специалиста, пока этот красный символ стоит на его столе.

Илья РАЙХЕР (еженедельник "Бизнесс-класс Архангельск").

 
  К списку статей :: На главную страницу                                       Саязь с администратором сайта